Город:

КОРЗИНА

Товаров: 0 (0 руб.)

меню



Классификация моторных масел

Классификация моторных масел SAE, API, ACEA.

Применение смазочных материалов впервые документально зафиксировано более 3,5 тысяч лет назад. Долгое время это были жиры животного и растительного происхождения до тех пор, пока в 1859 году их место не заняли продукты переработки нефти. Развитие продолжалось и дальше, включая появление в начале 50-х годов нашего века полимерных модификаторов вязкости, позволивших сделать революционный шаг от "летнего" и "зимнего" масла к "всесезонным" композициям. 
С тех пор не изменился только главным принцип и предназначение смазки - образовывать тончайшую и прочнейшую пленку на поверхности трущихся деталей и предотвращать прямой контакт их микронеровностей друг с другом.

Именно так резко снижается трение и уменьшается вероятность возникновения зазоров. 
Для выполнения этих задач в двигателях и других агрегатах автомобиля масло должно обладать двумя, в принципе, противоположными свойствами: 
хорошо течь - проникая через систему тончайших каналов при любых температурах, в том числе и зимой, после "ночной" стоянки при "минус" 30 или 40, когда все "текучее" стремится превратиться в "гуталин". Наличие масла в двигателе во время холодного старта жизненно необходимо, ведь после длительной стоянки оно стремиться полностью стечь и вероятно появление разрушительных задиров в случае проворачивания двигателя "всухую". 
прилипать к поверхности металла - в отличие от способности течь, сохранение этого свойства особенно важно при сверхвысоких температурах при пике нагрузок на двигатель, эксплуатируемый в летнюю жару. Разогретое до предела масло стремится перейти в самую жидкую и даже парообразную форму, теряя способность оставаться на поверхности трущихся деталей в виде микропленки. 
Для выполнения первого свойства масло должно быть максимально жидким, а для выполнения второго - максимально густым. Решение проблемы заключается либо в использовании различных по свойствам "зимнего" и "летнего" масел или в применении загущающих присадок - модификаторов вязкости. Именно они позволили широко внедрить всесезонные композиции. Суть их действия заключается в том, что они "не работают" при низких температурах, сохраняя первоначальную степень текучести масла, но загущают его при повышении температур, обеспечивая желанный компромисс. 
Вязкостные характеристики, таким образом, являются первыми и самыми важными элементами классификации моторных масел. Любые добавки, в том числе и модификаторы, повышают его цену, поэтому всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации. Самой распространенной системой индексации и классификации моторных масел стала "SAE".

Классификация масел по вязкости SAE.
SAE (Society of Automotive Engineers - американское Ассоциация Автомобильных Инженеров) описывает свойства вязкости и текучести - способности течь и, одновременно, "прилипать" к поверхности металла. Стандарт SAE J300 подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, и 25W) и пять летних (20, 30, 40 и 50). Сдвоенный номер означает всесезонное масло (5W-30, 5W-40, 10W-50 и т.д.). 
Сочетание значений вязкости летнего и зимнего сортов масла не означает арифметического сочетания свойств вязкости. 
Так, например, масло 5W-30 рекомендовано к эксплуатации при температурах окружающей среды от -30 до +20 градусов. Вместе с этим летнее масло 30 может работать при температурах до 30 градусов, но только выше нуля. 
В целом же термин "рекомендовано к эксплуатации" очень и очень условный. Каждый двигатель каждой марки автомобиля отличается уникальным сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностей конструкции, применяемых материалов и так далее, вплоть до качества обработки поверхностей. Таким образом, владельцу Subaru не следует слепо использовать таблицу допустимых температур Chrysler. Для автомобилей Жигули эта таблица выглядит следующим образом: 
5W-30  от -30 до +20 
5W-40  от -30 до +35 
5W-50  от -30 до +45 
10W-30 от -25 до +30 
10W-40 от -25 до +35 
10W-50 от -25 до +45 
15W-30 от -20 до +35 
15W-40 от -20 до +45 
15W-50 от -20 до +45 
20W-30 от -15 до +40 
20W-40 от -15 до +45 
Использование моторных масел при очень высоких и очень низких температурах кроме загущающих присадок обеспечивает также применение полностью или полу синтетических композиций. В отличие от минеральных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти, синтетические моторные масла являются результатом целенаправленного органического синтеза. Сырье для их производства получают из природного газа и все это увеличивает стоимость конечного продукта только из-за усложнения технологии в 3-4 раза. 
Однако игра стоит свеч потому, что в результате получается однородная структура длинных полимерных молекул с практически заданными свойствами. Немаловажно также и то, что минеральные масла несут в себе остатки примесей, содержавшихся в первоначальном сыром продукте - серу и парафины. В синтетическом масле их практически нет. 
Чистота и гарантированность свойств отходит на второй план по сравнению со способностью синтетических масел противостоять воздействию высоких и быстро меняющихся температур. Минеральные масла при этом достаточно быстро разрушаются, не только образуя нагары и шламы, но и изменяя характер действия пакетов присадок. Таким образом быстро меняются принципиальные характеристики всего масла. Синтетическое же масло гораздо дольше сохраняет первоначальную структуру и свойства. 
Пакеты присадок составляют 15-20% объема любого качественного масла и именно им мы обязаны такому разнообразию сортов и групп смазочных материалов.

Для чего нужны присадки? 
Присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел, а также добавляют им новые свойства. 
Необходимость этого была вызвана характером развития самих двигателей внутреннего сгорания, предъявляющих все более и более жесткие требования по выносливости масел, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности (определяемой частотой вращения, компрессией, количеством клапанов на цилиндр), типом применяемого топлива (дизельное или бензиновое, высоко и низко-октановое) и характером эксплуатации. Интуитивно понятно, что масла для двигателя "Запорожца" и "Порше" должны отличаться как по цене, так и по характеристикам. 
Пакет присадок может содержать такие наиболее часто применяемые из них, как: 
- моющие; 
- загущающие; 
- депрессорные; 
- противопенные; 
- диспергирующие; 
- противоизносные; 
- антикоррозионные; 
- противоокислительные. 
Так, например, при работе дизельного двигателя образуется повышенное количество углеродистых отложений и масло этих двигателей должно отличаться хорошими моющими и диспергирующими свойствами. Современные же турбонаддувные двигатели предъявляют повышенные требования к температурной устойчивости масла и его сопротивляемости окислению. 
Для каждого автомобиля существуют одобренные его производителем сорта масла и их следует применять в первую очередь. Также, как и следовать указанным в книжке по эксплуатации межсервисным интервалам. Более дорогое импортное масло не увеличивает (как иногда рекламируют) межсервисные интервалы. Оно увеличивает срок службы двигателя. 
В случае применения масел различных производителей, например, в случае перехода с неоригинального масла на оригинальное, двигатель следует промыть специальным промывочным маслом. Делать это необходимо для того, чтобы удалить остатки жидкости с имеющимися в ней присадками. Они представляют собой достаточно активные химические вещества и часто не сочетаются друг с другом. Их соединение может привести к вспениванию масла или, наоборот, образованию трудноудаляемых отложений. 
Здесь мы подошли к необходимости ввести вторую основополагающую характеристику моторных масел - классификацию по совокупности эксплуатационных свойств ACEA.

ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей).
О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. А зря. Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.
Согласно ACEA моторные масла делятся на три класса: А – масла для бензиновых двигателей; В – масла для дизельных моторов малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности; Е – масла для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).

Среди масел есть так называемые энергосберегающие. По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива. За счет чего она достигается? Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) – вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа•с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя. Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа•с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.

Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится. Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите. Вот и получается, что экономить можно не всегда.

Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А – это масла для бензиновых двигателей, В – для дизельных. По принципу энергосбережения они структурированы одинаково. Классы А1, А5, В1, В5 – энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) – стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.

Классификация масел по совокупности эксплуатационных свойств API.
Американский Институт Нефтепродуктов (API - American Petroleum Institute) и его европейский аналог - CCMC, с недавнего времени замененный ACEA разработали систему классификации, позволяющую подобрать сорт масла, соответствующий возрасту Вашего авто и типу его двигателя. Классификацию API называют классификацией по уровню качества потому, что с выходом на сцену все более совершенных, все более быстроходных и, одновременно, легких двигателей, потребовалось выпускать масла со все более совершенным пакетом присадок. Это, тем не менее, не означает, что масла для двигателей середины 80-х или начала 90-х годов вдруг стали выпускать "некачественными". 
Классификация API различает масла для бензиновых и для дизельных двигателей. Первым соответствует буква S, например - SG, SH или SJ, при этом вторая буква говорит о более высоком уровне. Так, класс SJ был широко введен в широкую практику только в прошлом году, заменив господствовавший до этого SH. 
Дизельные масла несут обозначения из двух букв, первая из которых всегда C: CC, CD, CF, CG. Последняя в этом ряду комбинация считается самой передовой, хотя многие все еще классифицированы как CF-2, CF-4 или CD. Большинство из мировых производителей выпускают универсальные масла, пригодные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. В этом случае в классификации по API у них стоит сочетание индексов, например SH/CD, SF/CC или SJ/CF. 
Классификация качества SJ присуждается только самым дорогим маслам на синтетической основе. Часто их композиция получается путем усовершенствования и более жесткого тестирования предшественников класса SH. Новый класс SJ ввели еще и потому, что требования SH стали "легкими" для их преодоления слишком многими фирмами. 
Дополнительной системой классификации и особой гордостью многих масляных компаний является одобрение определенных типов масел для автомобилей специфичных марок их производителями. Такое одобрение, скажем от Ford или Mercedes, обязательно помещают на самое видное место канистры. 
Если все классификации не выстроились еще для Вас в стройную систему, примите факт, что масла ведущих фирм, маркированные SJ, гарантированно подходят самым современным автомобилям. Относительно дешевые масла типа SH могут уступать новейшим композициям по каким-то параметрам, но они идеально подходят для автомобилей выпуска 1994 - 1989 годов и старше. Масла SF предназначены для более ранних тихоходных и простых по конструкции двигателей. 
В заключении - дизели. Все больше фирм включают в свою гамму специализированные масла для дизельных двигателей. Вследствие развития и усложнения этого класса двигателей, включая конструкции с турбонаддувом, условия работы там требуют специальных решений. Лучшие универсальные масла, безусловно, выполнят основные задачи, но композиции с маркировкой "Diesel" все-таки предпочтительней.

API - для бензиновых двигателей

 

SA  Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию 
 производителя.
SB  Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по 
 требованию производителя.
SC  Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (Годы выпуска автомобилей 
 1964-1967).
SD  Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях (Годы выпуска 
 автомобилей 1968-1971).
SE  Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях (Годы выпуска 
 автомобилей 1972-1979).
SF  Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине, высокофорсированные, 
 без турбонаддува (Годы выпуска автомобилей до 1988). Масла данной категории 
 предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилированным 
 бензином. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, 
 противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью 
 к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. Масла API 
 SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.
SG  Высокофорсированные двигатели с турбонаддувом (Годы выпуска автомобилей 
 1989-1993). Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача 
 лицензий прекращена в конце 1995 года. Масла предназначены для двигателей 
 моделей 1993 года и старше, питаемых неэтилированным бензином с оксигенатами. 
 Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей 
 категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную 
 стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность 
 к образованию отложений и шлама. Масла API SG заменяют масла категорий 
 API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.
SH

 (устар). Действует только если совмещается с действ. классами для дизельных двигателей.

 Высокофорсированные перспективные автомобили с высоким турбонаддувом (Годы 
 выпуска автомобилей до 1996). Лицензированная категория, утвержденная 
 в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей 
 и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API 
 C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC 
 GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены 
 для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации 
 на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались 
 категории API SH/EC и API SH/ECII.

SJ  Для всех используемых моделей (1996г.). Категория утверждена 06.11.1995, 
 лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены 
 для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью 
 заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях 
 двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации 
 по категории энергосбережения API SJ/EC.
SL  Для автомобилей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих 
 свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. API планировал разрабатывать 
 проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных 
 масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного 
 имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" пропускается 
 для следующей категории "S".
SM  Для всех автомобилей находящихся в наст. время в эксплуатации. Введен 
 30 ноября 2004. Обладает улучшенными свойствами против окисления, формирования 
 отложений, защиты от износа и эксплуатации при низких температурах в течение 
 всего срока службы масла. Некоторые масла из этой категории могут также 
 соответствовать последним спецификациям ILSAC и/или квалифицироваться как 
 энергосберегающие.
EC  Энергосберегающие масла.

 

 

API - для дизельных двигателей

 

CB  Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках 
 на сернистом топливе (Годы выпуска автомобилей 1949-1960).
CC  Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие 
 в тяжелых условиях (Годы выпуска автомобилей с 1961). Категория введена 
 в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение 
 для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и 
 для бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат 
 антикоррозийные присадки и присадки предотвращающие образование высоко- 
 и низкотемпературных отложений.
CD  Высокофорсированные двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых 
 условиях на высокосернистом топливе (Годы выпуска автомобилей с 1955). Категория 
 введена в 1955 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с 
 турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением 
 продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием 
 серы. Масла содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных 
 отложений и предохраняющие подшипники от коррозии. Соответствует требованиям 
 MIL-L-2104C/D.
CD+  Категория создана для удовлетворения требованиям японских автопроизводителей. 
 Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, загущению (под влиянием 
 накопления сажи) и повышенной защитой клапанного механизма от износа.
CD-II  Категория введена в 1987 году. Масла данной категории предназначены для 
 двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ и образование 
 шлама. Соответствует всем требованиям категории API CD.
CE

 (От этой и выше - устар.)

 Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие 
 в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD (Годы 
 выпуска автомобилей 1987). Категория введена в 1987 году. Масла предназначены 
 для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих 
 как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и 
 больших нагрузках. Заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.

CF  Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, 
 для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на 
 топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно 
 подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников. 
 Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.
CF-2  Улучшенные характеристики,используется вместо CD-ll для двухтактных двигателей 
 (Годы выпуска автомобилей с 1994). Категория введена в 1994 году. Масла 
 предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно 
 подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец. Заменяет 
 масла категории API CD-II в более старых моделях.
CF-4  Для высокоскоростных, четырехтактных двигателей с турбонаддувом, используется 
 вместо масел класса CE (Годы выпуска автомобилей с 1990). Категория введена 
 в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных 
 дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных 
 магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API 
 CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью 
 к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории 
 API SG (API CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых 
 и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности 
 отработанных газов. Заменяет масла категории API CE в более старых двигателях.
CG-4  Для четырехтактных двигателей, работающих в тяжелых условиях, может использоваться 
 вместо масел CD, CE и CF-4 (Годы выпуска автомобилей с 1995). Категория 
 представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, 
 четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального 
 типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального 
 типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют 
 образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразоване, 
 окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых 
 магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения 
 требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 
 года). Заменяет масла категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком, 
 ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно 
 большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.
CH-4  Проектное название API PC-7. Категория представлена 1 декабря 1998 года. 
 Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных 
 двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности 
 отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, 
 но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы 
 для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 
 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного 
 топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом 
 в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, 
 Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению 
 износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий 
 API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.
CI-4  Введен в 2002. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей разработанных 
 в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии выхлопных газов. 
 Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов. Для использования с топливами 
 с < 0.5% серы. Замещает CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4.

 

 

 

API - для двухтактных двигателей

 

TA Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин.
TB Маломощные мотоциклы, мотороллеры.
TC Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда 
требуется класс API-TA и API-TB.
TD Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов.

 

 

API - для трансмиссионных масел

 

GL-1 Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными 
присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, 
в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и 
скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические 
зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и 
нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. 
Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных 
свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых 
коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах 
с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для 
перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические 
передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со 
спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях 
по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, 
чем GL-2.
GL-4 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных 
свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых 
коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах 
с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для 
перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, 
работающие в условиях высоких
 

 

Товар добавлен в корзину!

Ваш город: ? Да

Выберите город:
Абаза
Абакан
Абдулино
Абинск
Агидель
Агрыз
Адыгейск
Азнакаево
Азов
Ак-Довурак
Аксай
Алагир
Алапаевск
Алатырь
Алдан
Алейск
Александров
Александровск
Александровск-Сахалинский
Алексеевка
Алексин
Алзамай
Альметьевск
Амурск
Анадырь
Анапа
Ангарск
Андреаполь
Анжеро-Судженск
Анива
Апатиты
Апрелевка
Апшеронск
Арамиль
Аргун
Ардатов
Ардон
Арзамас
Арзамас
Аркадак
Армавир
Арсеньев
Артём
Артёмовск
Артёмовский
Архангельск
Асбест
Асино
Астрахань
Аткарск
Ахтубинск
Ачинск
Аша
Бабаево
Бабушкин
Бавлы
Багратионовск
Байкальск
Баймак
Бакал
Баксан
Балабаново
Балаково
Балахна
Балахна
Балашиха
Балашов
Балей
Балтийск
Барабинск
Барнаул
Барыш
Батайск
Бежецк
Белая Калитва
Белая Холуница
Белгород
Белебей
Белёв
Белинский
Белово
Белогорск
Белозерск
Белокуриха
Беломорск
Белорецк
Белореченск
Белоусово
Белоярский
Белый
Бердск
Березники
Берёзовский
Берёзовский
Беслан
Бийск
Бикин
Билибино
Биробиджан
Бирск
Бирюсинск
Бирюч
Благовещенск
Благовещенск
Благодарный
Бобров
Богданович
Богородицк
Богородск
Богородск
Боготол
Богучар
Бодайбо
Бокситогорск
Болгар
Бологое
Болотное
Болохово
Болхов
Большой Камень
Бор
Бор
Борзя
Борисоглебск
Боровичи
Боровск
Бородино
Братск
Бронницы
Брянск
Бугульма
Бугуруслан
Будённовск
Бузулук
Буинск
Буй
Буйнакск
Бутурлиновка
Валдай
Валуйки
Велиж
Великие Луки
Великий Новгород
Великий Устюг
Вельск
Венёв
Верещагино
Верея
Верхнеуральск
Верхний Тагил
Верхний Уфалей
Верхняя Пышма
Верхняя Салда
Верхняя Тура
Верхотурье
Верхоянск
Весьегонск
Ветлуга
Ветлуга
Видное
Вилюйск
Вилючинск
Вихоревка
Вичуга
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волгореченск
Волжск
Волжский
Вологда
Володарск
Володарск
Волоколамск
Волосово
Волхов
Волчанск
Вольск
Воркута
Воронеж
Ворсма
Ворсма
Воскресенск
Воткинск
Всеволожск
Вуктыл
Выборг
Выкса
Выкса
Высоковск
Высоцк
Вытегра
Вышний Волочёк
Вяземский
Вязники
Вязьма
Вятские Поляны
Гаврилов Посад
Гаврилов-Ям
Гагарин
Гаджиево
Гай
Галич
Гатчина
Гвардейск
Гдов
Геленджик
Георгиевск
Глазов
Горбатов
Горбатов
Горно-Алтайск
Горнозаводск
Горнозаводск
Горняк
Городец
Городец
Городище
Городовиковск
Гороховец
Горячий Ключ
Грайворон
Гремячинск
Грозный
Грязи
Грязовец
Губаха
Губкин
Губкинский
Гудермес
Гуково
Гулькевичи
Гурьевск
Гурьевск
Гусев
Гусиноозёрск
Гусь-Хрустальный
Давлеканово
Дагестанские Огни
Далматово
Дальнегорск
Дальнереченск
Данилов
Данков
Дегтярск
Дедовск
Демидов
Дербент
Десногорск
Дзержинск
Дзержинск
Дзержинский
Дивногорск
Дигора
Димитровград
Дмитриев-Льговский
Дмитров
Дмитровск
Дно
Добрянка
Долгопрудный
Долинск
Домодедово
Донецк
Донской
Дорогобуж
Дрезна
Дубна
Дубовка
Дудинка
Духовщина
Дюртюли
Дятьково
Егорьевск
Ейск
Екатеринбург
Елабуга
Елец
Елизово
Ельня
Еманжелинск
Емва
Енисейск
Ермолино
Ершов
Ессентуки
Ефремов
Железноводск
Железногорск
Железногорск
Железногорск-Илимский
Железнодорожный
Жердевка
Жигулёвск
Жиздра
Жирновск
Жуков
Жуковка
Жуковский
Завитинск
Заводоуковск
Заволжск
Заволжье
Заволжье
Задонск
Заинск
Закаменск
Заозёрный
Заозёрск
Западная Двина
Заполярный
Зарайск
Заречный
Заречный
Заринск
Звенигово
Звенигород
Зверево
Зеленогорск
Зеленоградск
Зеленодольск
Зеленокумск
Зерноград
Зея
Зима
Златоуст
Злынка
Змеиногорск
Знаменск
Зубцов
Зуевка
Ивангород
Иваново
Ивантеевка
Ивдель
Игарка
Ижевск
Избербаш
Изобильный
Иланский
Инза
Инсар
Инта
Ипатово
Ирбит
Иркутск
Исилькуль
Искитим
Истра
Ишим
Ишимбай
Йошкар-Ола
Кадников
Казань
Калач
Калачинск
Калач-на-Дону
Калининград
Калининск
Калтан
Калуга
Калязин
Камбарка
Каменка
Каменногорск
Каменск-Уральский
Каменск-Шахтинский
Камень-на-Оби
Камешково
Камызяк
Камышин
Камышлов
Канаш
Кандалакша
Канск
Карабаново
Карабаш
Карабулак
Карасук
Карачаевск
Карачев
Каргат
Каргополь
Карпинск
Карталы
Касимов
Касли
Каспийск
Катав-Ивановск
Катайск
Качканар
Кашин
Кашира
Кедровый
Кемерово
Кемь
Кизел
Кизилюрт
Кизляр
Кимовск
Кимры
Кингисепп
Кинель
Кинешма
Киреевск
Киренск
Киржач
Кириллов
Кириши
Киров
Киров
Кировград
Кирово-Чепецк
Кировск
Кировск
Кирс
Кирсанов
Киселёвск
Кисловодск
Климовск
Клин
Клинцы
Княгинино
Княгинино
Ковдор
Ковров
Ковылкино
Когалым
Кодинск
Козельск
Козловка
Козьмодемьянск
Кола
Кологрив
Коломна
Колпашево
Кольчугино
Коммунар
Комсомольск
Комсомольск-на-Амуре
Конаково
Кондопога
Кондрово
Константиновск
Копейск
Кораблино
Кореновск
Коркино
Королёв
Короча
Корсаков
Коряжма
Костерево
Костомукша
Кострома
Котельниково
Котельнич
Котлас
Котово
Котовск
Кохма
Красавино
Красноармейск
Красноармейск
Красновишерск
Красногорск
Краснодар
Краснозаводск
Краснознаменск
Краснознаменск
Краснокаменск
Краснокамск
Краснослободск
Краснослободск
Краснотурьинск
Красноуральск
Красноуфимск
Красноярск
Красный Кут
Красный Сулин
Красный Холм
Кремёнки
Кропоткин
Крымск
Кстово
Кстово
Кувандык
Кувшиново
Кудымкар
Кузнецк
Куйбышев
Кулебаки
Кулебаки
Кумертау
Кунгур
Купино
Курган
Курганинск
Курильск
Курлово
Куровское
Курск
Куртамыш
Курчатов
Куса
Кушва
Кызыл
Кыштым
Кяхта
Лабинск
Лабытнанги
Лагань
Ладушкин
Лакинск
Лангепас
Лахденпохья
Лебедянь
Лениногорск
Ленинск
Ленинск-Кузнецкий
Ленск
Лермонтов
Лесной
Лесозаводск
Лесосибирск
Ливны
Ликино-Дулёво
Липецк
Липки
Лиски
Лихославль
Лобня
Лодейное Поле
Лосино-Петровский
Луга
Луза
Лукоянов
Лукоянов
Луховицы
Лысково
Лысково
Лысьва
Лыткарино
Льгов
Любань
Люберцы
Любим
Людиново
Лянтор
Магадан
Магас
Магнитогорск
Майкоп
Майский
Макаров
Макарьев
Макушино
Малая Вишера
Малгобек
Малмыж
Малоархангельск
Малоярославец
Мамадыш
Мамоново
Мантурово
Мариинск
Мариинский Посад
Маркс
Махачкала
Мглин
Мегион
Медвежьегорск
Медногорск
Медынь
Межгорье
Междуреченск
Мезень
Меленки
Мелеуз
Менделеевск
Мензелинск
Мещовск
Миасс
Микунь
Миллерово
Минеральные Воды
Минусинск
Миньяр
Мирный
Мирный
Михайлов
Михайловка
Михайловск
Михайловск
Мичуринск
Могоча
Можайск
Можга
Моздок
Мончегорск
Морозовск
Моршанск
Мосальск
Москва
Муравленко
Мураши
Мурманск
Муром
Мценск
Мыски
Мытищи
Мышкин
Набережные Челны
Навашино
Навашино
Наволоки
Надым
Назарово
Назрань
Называевск
Нальчик
Нариманов
Наро-Фоминск
Нарткала
Нарьян-Мар
Находка
Невель
Невельск
Невинномысск
Невьянск
Нелидово
Неман
Нерехта
Нерчинск
Нерюнгри
Нестеров
Нефтегорск
Нефтекамск
Нефтекумск
Нефтеюганск
Нея
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижнеудинск
Нижние Серги
Нижний Ломов
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Нижняя Салда
Нижняя Тура
Николаевск
Николаевск-на-Амуре
Никольск
Никольск
Никольское
Новая Ладога
Новая Ляля
Новоалександровск
Новоалтайск
Новоаннинский
Нововоронеж
Новодвинск
Новозыбков
Новокубанск
Новокузнецк
Новокуйбышевск
Новомичуринск
Новомосковск
Новопавловск
Новоржев
Новороссийск
Новосибирск
Новосиль
Новосокольники
Новотроицк
Новоузенск
Новоульяновск
Новоуральск
Новохоперск
Новочебоксарск
Новочеркасск
Новошахтинск
Новый Оскол
Новый Уренгой
Ногинск
Нолинск
Норильск
Ноябрьск
Нурлат
Нытва
Нюрба
Нягань
Нязепетровск
Няндома
Облучье
Обнинск
Обоянь
Обь
Одинцово
Ожерелье
Озёрск
Озёрск
Озёры
Октябрьск
Октябрьский
Окуловка
Олёкминск
Оленегорск
Олонец
Омск
Омутнинск
Онега
Опочка
Орёл
Оренбург
Орехово-Зуево
Орлов
Орск
Оса
Осинники
Осташков
Остров
Островной
Острогожск
Отрадное
Отрадный
Оха
Оханск
Очёр
Павлово
Павлово
Павловск
Павловский Посад
Палласовка
Партизанск
Певек
Пенза
Первомайск
Первомайск
Первоуральск
Перевоз
Перевоз
Пересвет
Переславль-Залесский
Пермь
Пестово
Петров Вал
Петровск
Петровск-Забайкальский
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Петухово
Петушки
Печора
Печоры
Пикалёво
Пионерский
Питкяранта
Плавск
Пласт
Плёс
Поворино
Подольск
Подпорожье
Покачи
Покров
Покровск
Полевской
Полесск
Полысаево
Полярные Зори
Полярный
Поронайск
Порхов
Похвистнево
Почеп
Починок
Пошехонье
Правдинск
Приволжск
Приморск
Приморско-Ахтарск
Приозерск
Прокопьевск
Пролетарск
Протвино
Прохладный
Псков
Пугачёв
Пудож
Пустошка
Пучеж
Пушкино
Пущино
Пыталово
Пыть-Ях
Пятигорск
Радужный
Радужный
Райчихинск
Раменское
Рассказово
Ревда
Реж
Реутов
Ржев
Родники
Рославль
Россошь
Ростов Великий
Ростов-на-Дону
Рошаль
Ртищево
Рубцовск
Рудня
Руза
Рузаевка
Рыбинск
Рыбное
Рыльск
Ряжск
Рязань
Салават
Салаир
Салехард
Сальск
Самара
Санкт-Петербург
Саранск
Сарапул
Саратов
Саров
Саров
Сасово
Сатка
Сафоново
Саяногорск
Саянск
Светлогорск
Светлоград
Светлый
Светогорск
Свирск
Свободный
Себеж
Северобайкальск
Северодвинск
Северо-Курильск
Североморск
Североуральск
Северск
Севск
Сегежа
Сельцо
Семёнов
Семёнов
Семикаракорск
Семилуки
Сенгилей
Серафимович
Сергач
Сергач
Сергиев Посад
Сердобск
Серов
Серпухов
Сертолово
Сибай
Сим
Сковородино
Скопин
Славгород
Славск
Славянск-на-Кубани
Сланцы
Слободской
Слюдянка
Смоленск
Снежинск
Снежногорск
Собинка
Советск
Советск
Советск
Советская Гавань
Советский
Сокол
Солигалич
Соликамск
Солнечногорск
Сольвычегодск
Соль-Илецк
Сольцы
Сорочинск
Сорск
Сортавала
Сосенский
Сосновка
Сосновоборск
Сосновый Бор
Сосногорск
Сочи
Спас-Деменск
Спас-Клепики
Спасск
Спасск-Дальний
Спасск-Рязанский
Среднеколымск
Среднеуральск
Сретенск
Ставрополь
Старая Русса
Старица
Стародуб
Старый Оскол
Стерлитамак
Стрежевой
Строитель
Струнино
Ступино
Суворов
Суджа
Судогда
Суздаль
Суоярви
Сураж
Сургут
Суровикино
Сурск
Сусуман
Сухиничи
Сухой Лог
Сходня
Сызрань
Сыктывкар
Сысерть
Сычевка
Сясьстрой
Тавда
Таганрог
Тайга
Тайшет
Талдом
Талица
Тамбов
Тара
Таруса
Татарск
Таштагол
Тверь
Теберда
Тейково
Темников
Темрюк
Терек
Тетюши
Тимашевск
Тихвин
Тихорецк
Тобольск
Тогучин
Тольятти
Томари
Томмот
Томск
Топки
Торжок
Торопец
Тосно
Тотьма
Трехгорный
Троицк
Троицк
Трубчевск
Туапсе
Туймазы
Тула
Тулун
Туран
Туринск
Тутаев
Тында
Тырныауз
Тюкалинск
Тюмень
Уварово
Углегорск
Углич
Удачный
Удомля
Ужур
Узловая
Улан-Удэ
Ульяновск
Унеча
Урай
Урень
Урень
Уржум
Урус-Мартан
Урюпинск
Усинск
Усмань
Усолье
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Джегута
Усть-Илимск
Усть-Катав
Усть-Кут
Усть-Лабинск
Устюжна
Уфа
Ухта
Учалы
Уяр
Фатеж
Фокино
Фокино
Фролово
Фрязино
Фурманов
Хабаровск
Хадыженск
Ханты-Мансийск
Харабали
Харовск
Хасавюрт
Хвалынск
Хилок
Химки
Холм
Холмск
Хотьково
Цивильск
Цимлянск
Чадан
Чайковский
Чапаевск
Чаплыгин
Чебаркуль
Чебоксары
Чегем
Чекалин
Челябинск
Чердынь
Черемхово
Черепаново
Череповец
Черкесск
Чёрмоз
Черноголовка
Черногорск
Чернушка
Черняховск
Чехов
Чистополь
Чита
Чкаловск
Чкаловск
Чудово
Чулым
Чусовой
Чухлома
Шагонар
Шадринск
Шали
Шарыпово
Шарья
Шатура
Шахтёрск
Шахты
Шахунья
Шахунья
Шацк
Шебекино
Шелехов
Шенкурск
Шилка
Шимановск
Шиханы
Шлиссельбург
Шумерля
Шумиха
Шуя
Щёкино
Щёлково
Щербинка
Щигры
Щучье
Электрогорск
Электросталь
Электроугли
Элиста
Энгельс
Эртиль
Юбилейный
Югорск
Южа
Южно-Сахалинск
Южно-Сухокумск
Южноуральск
Юрга
Юрьевец
Юрьев-Польский
Юрюзань
Юхнов
Ядрин
Якутск
Ялуторовск
Янаул
Яранск
Яровое
Ярославль
Ярцево
Ясногорск
Ясный
Яхрома



Забыли пароль?

ФИО:
Пароль:
Email: